Грузия ищет свое место на Кавказе… между Россией и Западом

Минувшая неделя вновь была примечательна постепенным вытеснением команды Саакашвили из власти. Встреча между премьером и президентом, как и ожидалась, не внесла никакой ясности, оказавшись дежурной.
Саакашвили вновь говорил, что его цель — не дать свернуть стране с курса на евроинтеграцию. Иванишвили, в который раз, подчеркнул, что стране незачем ломиться в открытую дверь и что прозападное развитие ни в коем случае не является knowhow националов.
Кроме этого, комментируя поведение президента, Иванишвили извинился за его вызывающие заявления в Азербайджане, подчеркнув, что они не являются позицией официального Тбилиси. В Баку многие довольно резко, в лучшем случае, с недоумением, заявили, что Саакашвили антироссийскими высказываниями вбивает клин в отношения Москва- Баку.
После встречи с премьер- министром Саакашвили побывал в Афинах, где вновь сказал, что «Грузинская мечта» пришла к власти на российские деньги. Он в очередной раз обвинил Иванишвили в антиазербайджанской политике, муссируя тему двух железнодорожных проектов — Баку- Тбилиси- Карс, и восстановление ж.д. сообщения через Абхазию.
В итоге — Мишу представители «Мечты» уже почти официально, как человека, с которым стоит разговаривать — не воспринимают.
Цель Иванишвили — конституционные изменения в конце этого месяца . По его словам, если он не договорится с парламентским меньшинством, непременно добьется конституционного большинства в парламенте.
Возможность президента расформировать парламент — представителями «Мечты» воспринимается со скепсисом. Реально, в этом случае, Саакашвили может лишиться всего, так как согласно большинству опросов рейтинг Нац. движения сейчас много ниже, чем во время октябрьских парламентских выборов, плюс, Саакашвили почти не контролирует власть в регионах, а в Тбилиси его популярность, за исключением первых двух лет у власти, была всегда довольно низкой.
Куда идет Грузия? На официальном уровне-в грузино-российских отношениях больших подвижек нет. Хотя, все видят, как возвращается грузинская продукция на российский рынок. Видят — и ждут. Противники сближения — сторонники президента, усилили антироссийскую риторику, сторонники «Мечты» — выжидают, потому что им не из чего делать выводы.
Камнем преткновения на пути сближения являются, конечно, не мишисты.
Абхазия и Южная Осетия — узел, который очень сложно развязать…Москва ждет уступок от Тбилиси, Тбилиси, возможно, готов пойти на них, но, боится потерять покровительство Запада, тот, в свою очередь, делает все, чтобы не допустить торг, так как реально, сегодня, Запад сохраняет свои позиции в Грузии не благодаря изменению менталитета грузинских граждан и реформам, а именно из-за того, что противники сближения всегда кивают на «оккупированные территории», пользуясь ими, как красной тряпкой. Получается, что любые серьезные российско-грузинские переговоры, еще до начала, будут находиться под сильнейшим прессом противников и «друзей Грузии» (Польша и Прибалтика всегда первыми озвучивают подобные мессиджи) на Западе. Украина из этого списка выпала, а сейчас создалась реальная ситуация изменения политического курса и в Молдове. Азербайджан, при всем желании, прозападным государством назвать нельзя. Турцию же Грузия боится, на минувшей неделе у турецкого посольства в Тбилиси прошла акция против исламизации и отуречивания Аджарии.
Армения имеет свои интересы и Тбилиси, традиционно, настороженно относится к своему соседу. Запад далеко и уже обозначил свою позицию — он не пойдет на прямую конфронтацию с Россией ради защиты своего союзника в столь отдаленном регионе, как Кавказ.
У Тбилиси три основных варианта ближайшего развития — категорически прозападный, который грузинскую массу разочаровал. Пророссийский путь не рассматривается, вместо него выдвигается непонятный многим проект — и с Россией и с Западом, что очень сложно, потому что не устраивает ни Запад, ни Россию. И третий путь – тот, который мы имеем сейчас — никакой, и выжидательный. Он долго продолжаться, разумеется, не может.
Кстати, парламент Грузии все-таки принял 7 марта резолюцию по внешней политике, 3-й пункт которой предусматривает: «Главным приоритетом внешней политики страны — интеграцию в европейские и евроатлантические структуры».
Возможно, это сделано, чтобы мишисты не подняли шум, возможно, Иванишвили этим успокоил Запад, в любом случае, в Тбилиси мало кто из «трезвых» политологов и экспертов верит в «хорошие отношения с русскими» с таким жестким приоритетом. Хотя, резолюция, разумеется, не догма и в случае необходимости, меняется или принимается новая, более подходящая для другой реальности.
Как резюме — миниатюра политической жизни в Грузии — фотография выступления популярного грузинского государственного ансамбля песни и танцев — «Эрисиони» в Москве, в Кремлевском дворце. Выступление вызвало скандал среди патриотов и мишистов, но, на этот раз, значительная часть общества предпочла либо промолчать, либо заметить, что это — их личное дело и не стоит, как раньше, политизировать искусство. В любом случае, каждый поймет картинку по-своему.
Для одних — это предатели, для других — обычные, традиционные грузины, для третьих — приемлемое лицемерие, когда танцуют для тех, кто больше платит.
Ираклий Берулава, Грузия, специально для galatv.am