Комментарии

Политические силы в очередной раз предают народ

Итоги президентских выборов 18-го февраля явственно выявили, что армянское общество категорически отказывается легитимировать Сержа Саргсяна и его окружение. А массовая волна протеста в поствыборный период, убеждает, что граждане отнюдь не намерены терпеть узурпацию власти со стороны людей, де-факто проигравших выборы.

При всем при этом, однако, создалась такая ситуация, когда вопреки общественным настроениям, политическая система прямо или косвенно легитимирует Сержа Саргсяна. Все более или менее влиятельные политические силы, прикрываясь всевозможными предлогами и демагогическими заявлениями, старательно избегают напрямую высказать свою поддержку многотысячной волне народного протеста. Это ненормальное положение, поскольку, политические силы, вместо того, чтобы обслуживать общественные потребности, руководствуются узко партийными, личными и конъюнктурными интересами. Что и дает Сержу Саргсяну возможность свободного маневра на политической арене, в целях воспроизводства своей нелегитимной власти. Такой образ действия особенно характерен для двух парламентских сил АНК и ППА. В случае с АРФД все ясно, эта партия неоднократно доказывала, что все ее шаги обычно направлены на возможно более выгодную сделку с властями.

Левон Тер-Петросян заявил, что всегда готов поддержать «дело» но не уточнил, что он, собственно, подразумевает под «делом». Если он ждет, что Раффи Ованнисян будет кричать на площади Свободы: «Сержик, уходи», то надо признаться, это довольно странное представление о «деле». Лидер «Наследия» неоднократно заявлял, что выборы 18-го февраля сфальсифицированы, что, в свою очередь, означает, что Серж Саргсян не является избранным президентом. И кроме того, сам Левон Тер-Петросян в течение последних пяти лет, непрерывно кричит «Сержик уходи» с самыми разными вариациями, но безуспешно, однако. Если Тер-Петросян не доверяет нынешним лидерам протеста, он может просто прийти на площадь и присоединиться к митингу, как сделал это Раффи Ованнисян в 2008 году. Создается впечатление, что Левона Тер-Петросяна больше заботит необходимость уступить роль безусловного лидера оппозиции, нежели реальное дело. Таким подходом, это народное движение приписывается исключительно Раффи Ованнисяну, и многотысячная протестная волна, превращается в движение Раффи, что во всех смыслах совершенно недопустимо.

Вторая по представленности парламентская сила ППА, на этом этапе полностью раскрыла свои карты, выявив, что вполне благополучно процветает, вместе со своим лидером, Гагиком Царукяном, под сенью действующего режима. А имидж «альтернативной силы» Гагик Царукян использует для налаживания процветающих торгово-экономических отношений с Сержем Саргсяном. 12-го декабря 2012-го года, ППА заявила о своем решении не участвовать в выборах с собственным кандидатом, и тогда же, как открыто, так и с подтекстом, говорилось, что «Дашнакцутюн» и «Наследие» своими действиями препятствуют созданию антисаргсяновской коалиции. Если ППА вместе со своим лидером, была так озабочена возможной репродукцией режима Саргсяна, то что ей мешало, вместо демагогических разглагольствований, дать конкретную политическую оценку выборам 18-го февраля? ППА, которая имела представителей на всех избирательных участках, и была знакома не понаслышке с истиной картиной выборов, до сих пор не вымолвила ни слова о качестве этих выборов. И это, конечно, на руку Сержу Саргсяну.

Очевидно, что Раффи Ованнисян, де-факто победивший на выборах, оказался в довольно сложной ситуации, вместе с протестующим электоратом. Пользуясь колоссальной поддержкой широких слоев населения, лидер «Наследия», в плане дальнейших действий пребывает в нерешительности. Генерация протестной волны до критической отметки, по логике, может привести к восстанию, следовательно, в данной ситуации, всякое резкое движение чревато непредсказуемыми последствиями.

С другой стороны, мягкая и нечеткая риторика Раффи Ованнисяна, может разочаровать протестующих граждан. И в этом случае, лидер «Наследия» лишится главного своего ресурса — граждан, вышедших на площадь. Сейчас главная задача удержать людей на площади, и это самый жуткий кошмар для Сержа Саргсяна. А если у Раффи Ованнисяна есть финансовые проблемы в этой связи, то ему стоит обратиться к гражданам РА, которые с большой долей вероятности, охотно согласятся профинансировать процесс юридического оформления собственной фактической победы на выборах.

 

Дереник Малхасян

Back to top button