Новости

Ожидания безработных и работодателей различны. В Шираке более 10. 000 ищущих работу

Уровень безработицы в Ширакской области остается высоким. Доступные рабочие места не только ограничены, но и в основном низкооплачиваемы. Это одна из причин того, почему вакантные места остаются незанятыми. Тысячи безработных ищут работу в центрах занятости области, в то время, когда более 300 рабочих мест вакантны.

 Старший специалист отдела социальных программ и программ занятости Гюмрийского территориального центра единой социальной службы Армине Егиазарян в беседе с ГАЛА заверила, что на конец прошлого года в Гюмри было зарегистрировано 10. 488 соискателей, из которых 6. 925 безработных. Из зарегистрированных в центре безработных в течение года был трудоустроен 921 человек, из них только 171 – через центр занятости.

«Сейчас у нас в Гюмри около 160 вакансий, представленных центру примерно 35-40 работодателями. Всегда есть спрос на парикмахеров, визажистов, менеджеров, официантов, медсестер, — сказала Армине Егиазарян, добавив, — В последнее время у нас был спрос на ковровщиц, что несколько изменило картину, а то в Гюмри всегда есть потребность в одних и тех же профессиях».

Согласно ее словам, заполнить вакансии официантов и уборщиц в течение длительного времени не представляется возможным. Одна из причин заключается нежелании безработных работать официантами. Они также отказываются работать из-за низкой заработной платы и продолжительного рабочего дня. Как правило, работодатели предлагают минимальную заработную плату. В центре был исключительный случай, когда работодатель указал в заявлении, что на этой работе можно заработать до 500. 000 драмов. Как сказала Армине Егиазарян, это была вакансия менеджера, заработная плата – сдельная. Обеспечение этой высокой зарплаты зависело от производительности самого работника, то есть, чтобы ее получить, он должен был обеспечить большое количество заказов. Насколько это возможно в области с большими социальными проблемами, это уже другая сторона вопроса.

«Мало кто из работодателей предлагают заработную плату выше минимальной. По нашим наблюдениям, работодатели, требующие больший профессионализм, навыки и опыт, назначают более высокую заработную плату. Некоторые же говорят, что обучат безработных, дадут им возможность приобрести  профессиональные навыки, набраться опыта, и только потом возьмут на работу. Естественно, эти работодатели назначают минимальную заработную плату», — подчеркнула сотрудник сферы.

И низкая заработная плата, и факт того, что безработные не рассматривают работу как источник стабильного дохода, являются основными причинами, по которым люди предпочитают работе семейные пособия.

Бенефициары, собравшиеся в Гюмрийском территориальном центре единой социальной службы, в беседе с ГАЛА заявили, что отказываются работать в основном из-за требований работодателей: работа по 10-12 часов в день при низкой оплате труда, часто даже без выходных. Матери с маленькими детьми предпочитают работе пособия, равные предлагаемой заработной плате.

Но низкая зарплата не единственная причина отказа от работы. Часть безработных просто не желает осваивать новую профессию и приобретать новые навыки.

Оганес Арутюнян — руководитель одного из гюмрийских обувных производств. Он говорит, что годами ищет работника, гарантирует зарплату в два раза выше минимальной, но люди приходят, учатся и на полпути уходят.

«Я научил работать на обувном производстве уже 70 человек. Кто-то уходит не выучившись, а кто-то уходит после учебы, не хотят работать. Чтобы освоить это дело, нужно всего 3-4 месяца, но люди не хотят становиться профессионалами», — в беседе с ГАЛА сказал Оганес Арутюнян и добавил, — приходили и безработные из центра занятости, но и они не остались работать. Сейчас у меня 5 вакансий, гарантированные заказы, мы производим и ортопедическую обувь, но из-за нехватки сотрудников я не могу расширять свой бизнес. Сегодня технические вузы и колледжи не сотрудничают с производителями, поэтому такое положение».

В центрах занятости на государственном уровне реализуются пилотные программы по переводу безработных из пассивной жизни льготника в жизнь активного работника. Согласно одной из прошлогодних программ государство выделило единовременно 350. 000 драмов работодателю, принявшему на работу безработного-льготника. а если безработный не получает пособие, то работодателю выделялось 250. 000 драмов.

По словам Армине Егиазарян, в Гюмри в программе участвовали только 4 бенефициара. Проблема не только в отсутствии желания у льготников работать, но и в требованиях, предъявляемых  работодателям, многие из которых не им не соответствуют.

«Согласно требованиям, работодатель должен осуществлять трудовую деятельность не менее 2 лет, за последние 3 месяца иметь не менее 10 сотрудников и не должен быть членом органа государственного управления. Так как, у нас была проблема с работодателями, мы не могли осуществлять программу с государственным сектором, мы должны были осуществлять ее с частным сектором, в котором не было бы 10 рабочих мест, и который только начал свою деятельность», — отметила Армине Егиазарян.

По ее словам, в феврале будут подведены итоги, и по ним станет ясно, будет ли продолжена программа или в нее будут внесены изменения.

Карине Кзарова

Back to top button